ИНФО
Полный обзор по разъемам
для зарядки электромобилей
Электрические автомобили обретают все большую популярность
от Японии до США. На разных континентах «прижились»
собственные стандарты в электрике, из-за чего на автомобильном
рынке распространились 8 зарядных разъемов, в зависимости
от особенностей местных электросетей. Зачастую зная
географическое происхождение автомобиля, можно предположить,
какой зарядный разъем решили установить производители.
Например, автомобили из Китая чаще всего используют стандарт GB/T,
а из Японии — CHAdeMO. Но в странах, не производящих собственные
автомобили, выбор стандарта становится сложнее из-за обилия марок
и производителей импортируемых машин.
Для водителей такое разнообразие может создавать сложности: часто
автовладельцу требуется искать определенные станции зарядки или докупать
переходные кабели. Новичкам в мире электрических автомобилей
информация в статье поможет разобраться в этом многообразии и станет
надежным справочником.
Но прежде, чем перейти к обзору разъемов, стоит определить разницу между
разъемом и коннектором. Разъем — это входной порт для зарядки
непосредственно на электромобиле, в то время как коннектор — это часть
зарядного кабеля, которая подключается к разъему. Важно, что на некоторых
автомобильных зарядках отсутствует зарядный кабель с коннектором,
а присутствует лишь разъем для подключения провода, идущего в комплекте
с автомобилем.
Type 1 (SAE J1772, J-PLUG,
J-штекер)
Одним из наиболее распространенных разъемов, используемых
в Японии и США, является Type 1. J-штекер за счет этого стал
стандартом для подавляющего числа электрических машин.
Type 1 — разъем медленной зарядки. Максимальная мощность 7,4 кВт/
ч, напряжение 220 В и ток 32 А. Несмотря на то, что он был популярен
в Европе на ранних этапах развития рынка электромобилей,
впоследствии он был заменен европейским стандартом Type 2.
Type 1 чаще всего встречается на автомобилях американского
и японского производства, которые предназначены для внутреннего
рынка. Из ярких представителей стоит выделить Chevrolet Bolt,
Nissan Leaf. Тем не менее, его выбирают и в качестве зарядного
разъема для европейских авто. Так, инженеры Volkswagen установили
Type 1 на Audi E-Tron, а BMW — на i3.
Type 2 (Mennekes)
Type 2, также известный как Mennekes, разработан в Германии.
Семиконтактный разъем стал доминирующим стандартом
для европейских электромобилей.
Type 2 поддерживает только медленную зарядку с максимальной
мощность 22 кВт/ч, напряжением 380 В и силой тока 60 А. Тем
не менее, этот разъем является самым мощным среди всех
«медленных».
Type 2 может модифицироваться производителями автомобилей.
Присутствуют вариации с дополнительными силовыми линиями
для повышения мощности и скорости зарядки.
Type 2 часто используется на автомобилях, предназначенных
для европейского рынка. Его устанавливает Tesla, Nissan, Volkswagen.
GB/Т (GBT)
В Китае был разработан национальный стандартный разъем
для зарядки электромобилей — GB/T. Практически все китайские
электрические автомобили продаются именно с ним. Его
особенностью является одновременная поддержка как быстрой, так
и медленной зарядки. Существуют две версии — для электросетей
с постоянным и переменным током.
У модификации для AC максимальная мощность 7,4 кВт/ч
с напряжением 220 В и силой тока 32 А. При этом у DC максимальная
мощность — 237,5 кВт/ч.
Существуют даже автомобили от Tesla, разработанные для китайского
рынка, которые с завода оснащаются этим разъемом. Среди других
заметных представителей — Nissan Leaf и Chevrolet Volt.
CCS Combo (Combined Charging
System)
Combined Charging System разрабатывался на основе Type 2. Его
задача была в обеспечении одновременно быстрой и медленной
зарядки. Для этого к Type 2 добавили дополнительные контакты.
За счет этого максимальная мощность вплоть до 250 кВт/ч,
напряжение 1000 В, сила тока — 250 А.
С учетом популярности Type 2 на европейском рынке, CCS Combo
должен был стать основным разъемом для автопроизводителей
старого света. Его устанавливают на электрические BMW,
автомобили концерна Volkswagen, японские машины для западного
рынка.
GB/Т (GBT) CHAdeMO
CHAdeMO — зарядный двухконтактный разъем, который
разрабатывался специально для поддержки быстрой зарядки. Его
главная особенность — максимальная мощность зарядки 62,5 кВт/ч
с напряжением 500 В и силой тока 125 А.
CHAdeMO за последнее время стал одним из наиболее
универсализированных разъемов у современных автомобилей.
Поддерживается большим числом зарядных станций в Европе и США.
На свои автомобили его устанавливают Kia и Nissan. Электрика
в Tesla позволяет заряжать автомобили через CHAdeMO,
но потребуется покупка специального зарядного адаптера.
Tesla
Разъем Tesla — это уникальный стандарт, разработанный
исключительно для автомобилей американского производителя.
Разъем Tesla позволяет заряжать автомобиль с максимальной
мощностью до 250 кВт на фирменных зарядных станциях Tesla
Supercharger, расположенных по всему миру.
Особенностью разъема Tesla является его универсальность.
В зависимости от региона продажи автомобиля он может быть
адаптирован для совместимости с другими стандартами зарядки,
такими как Type 2 в Европе или J1772 в США. Это позволяет
владельцам Tesla без проблем заряжать свои автомобили в разных
частях мира.